fpga-systems-magazine

MicroBlaze: работа с прерываниями

Главная » Статьи » Xilinx » Microblaze
MetallFly
26.08.2019 12:39
9296
6
0.0
Аннотация
 
В статье описано подключение к процессорной системе контроллера прерываний и двух источников прерываний в Vivado 2018.3, а также настройка и обработка этих прерываний. Будут рассмотрены основные моменты настройки IP ядра, его подключение к процессору Microblaze и написание кода для конфигурации и обработки прерываний.
 
Введение
 
Аппаратные прерывания – это необходимый инструмент при разработке рабочей процессорной системы. Они позволяют выполнить обработку специального кода при асинхронно наступающем событии. В софт-процессорной системе по типу Microblaze необходимо дополнительно добавить «внешний» контроллер прерываний, который будет генерировать нужные векторы прерываний. Для знакомства с подключением контроллера прерываний и обработкой этих прерываний мы добавим два источника прерываний: UART-Lite и GPIO.
Целью статьи является описание основных настроек контроллера прерываний для процессорной системы Microblaze и пояснение этапов подключения.
При настройке и отладке этого проекта использовалась среда Vivado 2018.3 и плата ARTY S7.

Настройка в Vivado

Для работы с контроллером прерываний нам необходимо для начала создать проект и добавить в него IP ядро процессора. Если вы не знаете, как это сделать, ознакомьтесь с предыдущими статьями цикла [1].
После добавления ядра, запустим Run Block Automation. Мы должны увидеть следующее окно (рисунок 1):


Рисунок 1 – Окно Run Block Automation

Установим Local Memory 16 KB, и поставим галочку напротив Interrupt Controller. Больше ничего менять не требуется и можно нажать OK. В рабочем поле Block Design должны появиться следующие модули (рисунок 2):


Рисунок 2 – Окно Block Design после запуска автоматизации

Как мы можем заметить, доступ к регистрам контроллера прерываний осуществляется по шине AXI. Для подключения нескольких источников прерываний используется модуль Concat, объединяющий отдельные сигналы в шину.
Если ваша процессорная подсистема уже была настроена, и вам только понадобилось добавить прерывания в свой проект, то найти контроллер можно в каталоге IP ядер (рисунок 3).


Рисунок 3 – Поиск контроллера прерываний

Добавляем его в поле Block Design и дважды кликаем по нему мышкой. Должно открыться окно его настройки, представленное на рисунке 4.


Рисунок 4 – Окно настройки контроллера прерываний

Большинство опций оставим по умолчанию, так как они сами будут настроены в процессе запуска автоматизации. Установим только галочку напротив Fast Interrupt mode, что в свою очередь автоматически переключит тип подключения к процессору с отдельного сигнала на шину. Это позволит ускорить переход процессором к обработчику прерываний в результате передачи вектора непосредственно по этой шине. Прерывание подтверждается сигналом processor_ack [2]. Нажимаем OK. Не забудем также настроить Clock Wizard.
Теперь добавим периферию, которая будет источником прерываний. Пусть это будут UART Lite и GPIO, к которому подключены кнопки и светодиоды (я уверен, на вашей отладочной плате они точно будут). В UART поменяем только Baud Rate на 115200. Для GPIO же установим следующие настройки (рисунок 5):


Рисунок 5 – Настройка UART Lite

Здесь мы разрешили прерывания, добавили два канала и установили их ширину и направление. На второй канал мы подключим наши кнопки. Это нужно для того, чтоб не детектировались изменения сигналов на выходных портах, и связано это с устройством прерываний в AXI GPIO [3] (в первый раз я сам столкнулся с таким парадоксом, но, если я ошибаюсь, пусть меня поправят). Нажимаем OK.
Теперь нам необходимо подключить прерывания к контроллеру прерываний, а также периферию к шине AXI. Для этого воспользуемся предоставленный модулем конкатенации, чьей ширины сейчас как раз хватает для подключения прерываний (рисунок 6).


Рисунок 6 – Подключение источников прерываний

Приоритет прерываний определяется позицией подключаемого источника. Младший бит будет обладать высшим приоритетом.
Теперь запустим автоматизацию подключения периферии и выведем наружу сигналы UART, GPIO и CLK. Также не забывайте не оставлять в воздухе сигналы reset и подтянуть их с помощью Constant к “1”. После нее запустим последовательно Regenerate Layout и Validate Design. Поле Block Design будет выглядеть следующим образом (рисунок 7):


Рисунок 7 – Поле Block Design

Можно снова открыть настройки контроллера прерываний и посмотреть, как они изменились (Подсказка: прерывания от портов теперь генерируются по фронту сигнала). Теперь самостоятельно запустим синтез, подключим источник тактирования, кнопки и светодиоды и сгенерируем Bitstream. После выполним Export Hardware и запустим SDK.

Написание С кода в SDK

Теперь создадим пустой проект. Если кто не помнит: File->New->Application Project. После добавим Source файл и в нем создадим функцию main со следующим кодом:
 
Код 01
#include <string.h>
#include "xgpio.h"
#include "xuartlite.h"
#include "xintc.h"

#define LENGHT  32

#define BTN1    0x01
#define BTN2    0x02

#define LED1    0x01
#define LED2    0x02


XGpio Gpio;
XUartLite Uart;
XIntc Intc;

u8 GpioIntrFlag = 0;
u8 UartSendIntrFlag = 0;
u8 UartRecvIntrFlag = 0;

u8 SendBuffer[LENGHT];
u8 ReceiveBuffer[LENGHT];

u8 ReceiveBufferPtr = 0;

void Initialization();

void GpioHandler(void *CallBackRef);

void UartSendHandler(void *CallBackRef, unsigned int EventData);

void UartRecvHandler(void *CallBackRef, unsigned int EventData);

int main()
{

    u8 sendStrLen = 0;

    Initialization();

    XUartLite_Recv(&Uart, (ReceiveBuffer ReceiveBufferPtr), 1);

    while(1)
    {

        if(UartRecvIntrFlag)
        {
            UartRecvIntrFlag = 0;

            if(strcmp("LED On", (char*)ReceiveBuffer) == 0)
            {
                strcpy((char*)SendBuffer, "LED is On\r");
                XGpio_DiscreteSet(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK, LED2);
            }
            else if(strcmp("LED Off", (char*)ReceiveBuffer) == 0)
            {
                strcpy((char*)SendBuffer, "LED is Off\r");
                XGpio_DiscreteClear(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK, LED2);
            }
            else
            {
                strcpy((char*)SendBuffer, "Unknown command: ");
                strcat((char*)SendBuffer, (char*)ReceiveBuffer);
                strcat((char*)SendBuffer, "\r");
            }

            sendStrLen = strlen((char*)SendBuffer);

            XUartLite_Send(&Uart, SendBuffer, sendStrLen);
        }

        switch(GpioIntrFlag)
        {
            case BTN1:
            {
                GpioIntrFlag = 0;

                strcpy((char*)SendBuffer, "Button 1 is pressed\r");

                sendStrLen = strlen((char*)SendBuffer);

                XUartLite_Send(&Uart, SendBuffer, sendStrLen);

                break;
            }

            case BTN2:
            {
                GpioIntrFlag = 0;

                XGpio_DiscreteWrite(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK, XGpio_DiscreteRead(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK) ^ LED1);

                break;
            }

        }

    }

    return 0;
}

void Initialization()
{

    XGpio_Initialize(&Gpio, XPAR_GPIO_0_DEVICE_ID);

    XUartLite_Initialize(&Uart, XPAR_UARTLITE_0_DEVICE_ID);

    XIntc_Initialize(&Intc, XPAR_INTC_0_DEVICE_ID);

    XIntc_Connect(&Intc, XPAR_INTC_0_GPIO_0_VEC_ID, (Xil_ExceptionHandler)GpioHandler, &Gpio);

    XIntc_Connect(&Intc, XPAR_INTC_0_UARTLITE_0_VEC_ID, (XInterruptHandler)XUartLite_InterruptHandler, &Uart);

    XIntc_Enable(&Intc, XPAR_INTC_0_GPIO_0_VEC_ID);

    XIntc_Enable(&Intc, XPAR_INTC_0_UARTLITE_0_VEC_ID);

    XIntc_Start(&Intc, XIN_REAL_MODE);

    XGpio_InterruptEnable(&Gpio, XGPIO_IR_CH2_MASK);

    XGpio_InterruptGlobalEnable(&Gpio);

    XUartLite_SetSendHandler(&Uart, UartSendHandler, &Uart);

    XUartLite_SetRecvHandler(&Uart, UartRecvHandler, &Uart);

    XUartLite_EnableInterrupt(&Uart);

    Xil_ExceptionInit();

    Xil_ExceptionRegisterHandler(XIL_EXCEPTION_ID_INT, (Xil_ExceptionHandler)XIntc_InterruptHandler, &Intc);

    Xil_ExceptionEnable();

}

void GpioHandler(void *CallbackRef)
{

    XGpio *GpioPtr = (XGpio *)CallbackRef;

    GpioIntrFlag = XGpio_DiscreteRead(GpioPtr, XGPIO_IR_CH2_MASK);

    XGpio_InterruptClear(GpioPtr, XGPIO_IR_CH2_MASK);

}

void UartSendHandler(void *CallBackRef, unsigned int EventData)
{

    UartSendIntrFlag = 1;

}

void UartRecvHandler(void *CallBackRef, unsigned int EventData)
{

    if(ReceiveBuffer[ReceiveBufferPtr] == '\0')
    {
        ReceiveBufferPtr = 0;
        UartRecvIntrFlag = 1;
    }
    else if(++ReceiveBufferPtr == 32)
    {
        ReceiveBufferPtr = 0;
    }
   
    XUartLite_Recv(&Uart, (ReceiveBuffer ReceiveBufferPtr), 1);

}

Теперь разберем по порядку некоторые строчки нашего кода. Здесь мы создали программную модель портов, контроллера прерываний и UART.
 
Код 02
XGpio Gpio;
XUartLite Uart;
XIntc Intc;
 

Затем создали буферы приемника и передатчика, а также флаги для индикации произошедшего прерывания.
 
Код 03
u8 GpioIntrFlag = 0;
u8 UartSendIntrFlag = 0;
u8 UartRecvIntrFlag = 0;

u8 SendBuffer[LENGHT];
u8 ReceiveBuffer[LENGHT];

u8 ReceiveBufferPtr = 0;
 

Создали прототипы функции инициализации и функций обработчиков прерываний, на которые будет ссылаться наша программа после перехода по векторам прерываний.
 
Код 04
void Initialization();

void GpioHandler(void *CallBackRef);

void UartSendHandler(void *CallBackRef, unsigned int EventData);

void UartRecvHandler(void *CallBackRef, unsigned int EventData);
 

Вызов следующих функций происходит в функции Initialization() и, как следует из названия, инициализирует порты, контроллер прерываний и UART.
 
Код 05
XGpio_Initialize(&Gpio, XPAR_GPIO_0_DEVICE_ID);

XUartLite_Initialize(&Uart, XPAR_UARTLITE_0_DEVICE_ID);

XIntc_Initialize(&Intc, XPAR_INTC_0_DEVICE_ID);
 

Следующими функциями мы подключаем в таблице векторов прерываний наши обработчики прерываний, причем GpioHandler мы определяем сами, в то время как InterruptHandler является библиотечной функцией, что, однако, не мешает нам использовать свой обработчик вместо нее. После этого разрешаем эти прерывания в контроллере прерываний и запускаем его.
 
Код 06
XIntc_Connect(&Intc, XPAR_INTC_0_GPIO_0_VEC_ID, (Xil_ExceptionHandler)GpioHandler, &Gpio);

XIntc_Connect(&Intc, XPAR_INTC_0_UARTLITE_0_VEC_ID, (XInterruptHandler)XUartLite_InterruptHandler, &Uart);

XIntc_Enable(&Intc, XPAR_INTC_0_GPIO_0_VEC_ID);

XIntc_Enable(&Intc, XPAR_INTC_0_UARTLITE_0_VEC_ID);

XIntc_Start(&Intc, XIN_REAL_MODE);
 

Далее мы разрешаем прерывания в модулях портов и UART и также подключаем отдельные обработчики прерываний для окончания приема и окончания передачи.
 
Код 07
XGpio_InterruptEnable(&Gpio, XGPIO_IR_CH2_MASK);

XGpio_InterruptGlobalEnable(&Gpio);

XUartLite_SetSendHandler(&Uart, UartSendHandler, &Uart);

XUartLite_SetRecvHandler(&Uart, UartRecvHandler, &Uart);

XUartLite_EnableInterrupt(&Uart);
 

  В самом конце мы разрешаем прерывания и подключаем таблицу обработки исключений уже в самом процессоре.
 
Код 08
Xil_ExceptionInit();

Xil_ExceptionRegisterHandler(XIL_EXCEPTION_ID_INT, (Xil_ExceptionHandler)XIntc_InterruptHandler, &Intc);

Xil_ExceptionEnable();
 

  В функции GpioHandler мы считываем состояние второго порта GPIO и запоминаем его состояние во флаге прерываний. В конце очищаем флаг прерывания.
 
Код 09
XGpio *GpioPtr = (XGpio *)CallbackRef;

GpioIntrFlag = XGpio_DiscreteRead(GpioPtr, XGPIO_IR_CH2_MASK);

XGpio_InterruptClear(GpioPtr, XGPIO_IR_CH2_MASK);
 

  В UartRecvHandler обрабатываем окончание приема данных по UART. Данная функция будет вызвана после приема последнего байта в буфер приемника, чей размер мы указываем во время инициализации приема. Если мы приняли окончание строки, то устанавливаем флаг UartRecvIntrFlag и устанавливаем указатель буфера ReceiveBufferPtr на его начало. Также проверяем, заполнился ли буфер приемника, и, если заполнился, переводим указатель на его начало. Затем инициализируем прием одного байта по UART по адресу начала буфера приемника со смещением ReceiveBufferPtr.
 
Код 10
if(ReceiveBuffer[ReceiveBufferPtr] == '\0')
{
    ReceiveBufferPtr = 0;
    UartRecvIntrFlag = 1;
}
else if(++ReceiveBufferPtr == 32)
{
    ReceiveBufferPtr = 0;
}

XUartLite_Recv(&Uart, (ReceiveBuffer ReceiveBufferPtr), 1);
 

  Обработчик прерывания по окончанию передачи мы не используем, потому его код ограничивается только установкой флага прерывания UartSendIntrFlag.
Теперь рассмотрим код программы, ограничивающийся бесконечным циклом while. В первом условии проверяется флаг прерывания по окончанию приема, устанавливающийся при получении символа конца строки. Если флаг установлен, то он сразу же сбрасывается. Затем принятая строка сравнивается с шаблонными командами "LED On" и "LED Off", и если одна из них совпадает, то включается или выключается диод под номером 2 и буфер передатчика заполняется ответом "LED is On\r" или "LED is Off\r" соответственно. Если команда не совпадает, то буфер заполняется ответом "Unknown command: " и содержимым буфера приемника. Затем с помощью функции strlen мы узнаем длину строки в буфере передатчика и инициализируем передачу этой строки через UART.
 
Код 11
if(UartRecvIntrFlag)
{
    UartRecvIntrFlag = 0;

    if(strcmp("LED On", (char*)ReceiveBuffer) == 0)
    {
        strcpy((char*)SendBuffer, "LED is On\r");
        XGpio_DiscreteSet(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK, LED2);
    }
    else if(strcmp("LED Off", (char*)ReceiveBuffer) == 0)
    {
        strcpy((char*)SendBuffer, "LED is Off\r");
        XGpio_DiscreteClear(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK, LED2);
    }
    else
    {
        strcpy((char*)SendBuffer, "Unknown command: ");
        strcat((char*)SendBuffer, (char*)ReceiveBuffer);
        strcat((char*)SendBuffer, "\r");
    }

    sendStrLen = strlen((char*)SendBuffer);

    XUartLite_Send(&Uart, SendBuffer, sendStrLen);
}
 

  В операторе switch проверяется состояние флага прерывания от портов. Если источником прерывания выступает первая кнопка, то буфер передатчика заполняется строкой "Button 1 is pressed\r" и инициализируется передача по UART этой строки. Если источником прерывания выступает вторая кнопка, то изменяется состояние светодиода номер 2.
 
Код 12
switch(GpioIntrFlag)
{
    case BTN1:
    {
        GpioIntrFlag = 0;

        strcpy((char*)SendBuffer, "Button 1 is pressed\r");

        sendStrLen = strlen((char*)SendBuffer);

        XUartLite_Send(&Uart, SendBuffer, sendStrLen);

        break;
    }

    case BTN2:
    {
        GpioIntrFlag = 0;

        XGpio_DiscreteWrite(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK, XGpio_DiscreteRead(&Gpio, XGPIO_IR_CH1_MASK) ^ LED1);

        break;
    }
}
 

  Стоит отметить, что мы не пытались бороться с дребезгом контакта на кнопке, потому бывает, что прерывания возникают по нескольку раз подряд. Так как у нас еще достаточно логики, я предложу решить проблему аппаратно. Добавим модуль со следующим кодом для входных портов GPIO:
 
Код 13
module debounce #(
    //In MHz
    parameter freq = 100
)(
   
    input               clk,
    input               rst_n,
    input               btn_i,
    output              btn_o
    );
   
    reg     [31 : 0]    cnt;
   
    assign  btn_o       = btn_i & cnt >= freq * 10_000;
   
    always @ (posedge clk)
    begin
        if(!rst_n)
        begin
            cnt         <= 32'b0;
        end
        else
        begin
            if(btn_i & cnt < freq * 10_000)
            begin
                cnt     <= cnt + 1'
b1;
            end
            if(!btn_i)
            begin
                cnt     <= 32'b0;
            end
        end
    end
   
endmodule

Этот модуль добавляет задержку срабатывания фронта сигнала перед входом порта на 10 мс. Этого как раз должно хватить, чтобы все переходные процессы закончились, и в то же время 10 мс не будут заметны человеческому глазу.
При работе с терминалом также не забывайте добавлять символ окончания строки, если ваш терминал этого не делает автоматически.

Выводы
 
Мы рассмотрели с вами подключение прерываний периферии к контроллеру прерываний, настроили их программно, написали обработчики. В результате наша программа по командам зажигает и гасит светодиод, уведомляет нас о нажатии кнопки, а также переключает состояние другого светодиода по нажатию второй кнопки. Также мы рассмотрели один из способов борьбы с дребезгом контакта с помощью программируемой логики.
 
Список литературы


[1]. Разработка процессорной системы на базе софт-процессора MicroBlaze в среде Xilinx Vivado IDE/HLx. Часть 1.
[2]. PG099 - AXI Interrupt Controller
[3]. PG144 - AXI GPIO v2.0

Скачать статью в формате PDF. Зарегистрируйтесь, это не займет много времени.  Статья в формате PDF



9296
6
0.0

Всего комментариев : 6
avatar
1 sudar1977 • 16:41, 07.10.2019
XUartLite_Recv(&Uart, (ReceiveBuffer ReceiveBufferPtr), 1); выдает ошибку, может быть     XUartLite_Recv(&Uart, ((char*) ReceiveBufferPtr), 1); ?
avatar
2 MetallFly • 11:56, 24.10.2019
Прошу прощения за несвоевременный ответ. В строчке, которую вы указали, закралась ошибка. Верно будет следующее:
XUartLite_Recv(&Uart, (ReceiveBuffer + ReceiveBufferPtr), 1);
avatar
3 sudar1977 • 15:38, 24.10.2019
Проверил, работает. Но с точки зрения "юзабилити" есть пожелания: хорошо бы вначале давать приглашение со списком команд и не очень удобно вводить в конце команды 0-символ. Проверял через макрос "LED On$00" в программе Terminal v1.9. Более изящно, на мой взгляд, использовать следующую конструкцию:
//if(ReceiveBuffer [ReceiveBufferPtr]== '\0')
if(ReceiveBuffer [ReceiveBufferPtr]== 13)//проверка на CR
{
ReceiveBuffer [ReceiveBufferPtr]= '\0';//добавляем 0-символ вместо CR
......
тогда строчка заканчивается кодом CR.
avatar
4 MetallFly • 16:10, 24.10.2019
Спасибо за ваши замечания, в будущем будем стараться обращать на них внимание.
avatar
5 sudar1977 • 16:21, 24.10.2019
Попробовал скопировать получившийся код целиком в комментарии (спойлером) пишет: "Длина комментария превышает 5000 символов". А как прикрепить файл тоже непонятно... dry
avatar
0
6 KeisN13 • 16:33, 24.10.2019
Код сначала в текстовый редактор любой, чтобы убрать форматирование цветовое, а потом сюда. Файл вроде не добавляется ни как, можно расшарить в другом месте и оставить ссылку
avatar

FPGA-Systems – это живое, постоянно обновляемое и растущее сообщество.
Хочешь быть в курсе всех новостей и актуальных событий в области?
Подпишись на рассылку

ePN